АРИОН ⁠⁠вокально-инструментальный коллектив

⁠8 (911) 978 75 70

Форма инновационного продукта: цифровой ресурс

Наименование инновационного продукта: «Образовательный компьютерный квест «Музыкальное королевство»

Авторский коллектив:

Пичугова В.А.,    руководитель Центра духовно-нравственного и гражданско-патриотического воспитания, методист ГБУ ДО ДДТ                                                              «Преображенский», кандидат психологических наук,

Выборнов К.Ю., ху⁠дожественны⁠й руководитель вокально-инструментального коллектива «Арион», педагог дополнительного образования, лауреат                              Всероссийского конкурса «Сердце отдаю детям» ГБУ ДО ДДТ «Преображенский»,

Сироткин А.С.,   педагог дополнительного образования, ГБУ ДО ДДТ «Преображенский»

 

Актуальность

        В настоящее время у молодежи существует риск вовлечения в противоправную деятельность, в т.ч. экстремистского и асоциального характера. В условиях современных вызовов и угроз ключевой задачей государства является обеспечение безопасности на различных уровнях через консолидацию общества и формирование базовых национальных ценностей. Хоровое пение с применением цифровых технологий может служить фундаментом в формировании базовых национальных ценностей и консолидации общества, т.к. хоровое пение является успешной «народной» практикой в решении различных социальных проблем. К сожалению, в настоящее время отмечается снижение интереса современных детей к классическому музыкальному искусству, что неминуемо ведет к кризисным явлениям в области культуры. И, на наш взгляд, задача педагогов – не игнорировать эти тенденции, а найти такие образовательные технологии, которые могут работать на мотивацию и интерес ребенка к научному познанию, творческому развитию и развитие интереса к классической музыке. Один из способов решения обозначенной проблемы мы видим во включении в классическое музыкальное образование цифровых технологий, позволяющих поддерживать высокий уровень познавательного интереса ребенка и мотивации к творческой деятельности за счет визуализации учебного материала, стимулирования поисковой активности и оперативной обратной связи.  

 

Аннотация

        Предлагаемый цифровой ресурс «Образовательный компьютерный квест «Музыкальное королевство» предназначен для проведения вводных занятий с целью повышения интереса и мотивации к классическому музыкальному образованию.  Включение данного ресурса на вводных занятиях позволяет оценить стартовые возможности обучающихся, их внутренний потенциал и готовность к саморазвитию в предлагаемой области. Цифровой ресурс можно также включать в рамках промежуточного мониторинга и итогового мониторинга. В этом случае ресурс поможет определить педагогу уровень освоения отдельно взятой темы образовательной программы, целого раздела или уровень достижений обучающихся по итогам прохождения дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы.  Также возможно использование цифрового ресурса при проведении занятий по обобщению и систематизации знаний. Возможности включения цифрового ресурса в классическое музыкальное образование определяется его универсальностью, заключающейся в том, что его можно применять практически на любом этапе реализации образовательной программы. Кроме того, предлагаемый цифровой ресурс возможно использовать педагогу в качестве шаблона конструктора, с помощью которого можно разработать различные варианты линейных квестов в любой образовательной области. Ресурс адресован педагогам учреждений дополнительного образования, дошкольных и общеобразовательных организаций. Цифровой ресурс «Образовательный компьютерный квест «Музыкальное королевство» представляет алгоритм работы с образовательным компьютерным квестом с методическими комментариями. 

 

Алгоритм работы с образовательным компьютерным квестом «Музыкальное королевство»      

 

Шаг 1.  Для того, чтобы запустить квест, необходимо скачать архив с квестом

и разархивировать его (Рис. 1). В исходной папке 

⁠будет файл Microsoft Power Point (сам квест), 

⁠а также аудиофайлы (звуковое сопровождение

квеста (Рис. 2)*

       *Для корректной работы приложения все файлы, ⁠то есть 

        файл презентации PowerPoint и аудио, ⁠должны всегда 

        находиться в одной папке, в том ⁠числе ⁠при переносе 

        квеста на стороннее устройство.

 

 

 

Шаг 2.

Далее необходимо открыть презентационный файл

"Музыкальное королевство" (двойным кликом мыши)

и запустить квест игру (нажатием кнопки F5)*

       *После  нажатия  кнопки  F5  появляется приветствие: "Добро пожаловать

        в наше королевство! Мне очень нужна ваша помощь!". Далее появляется

        помощник  -  воздушный  шар,  сопровождающий  участника  на  каждом

        испытании. Появляется  1-е задание:  "Чтобы  полностью  открыть  карту

        необходимо ответить на вопрос".

 

 

 

 

                                                                                                                                                                                                                                         

                                                                                                                                Шаг 3.

                                                                                                                                Для перехода к следующему вопросу, необходимо сделать клик левой                                                                                                                                    клавишей мыши (либо клик при помощи клавиатуры и клавиши                                                                                                                                              управления курсором "стрелка вправо")*

                                                                                                                                       *Далее появляется зашифрованное слово из пяти букв и вопрос: "Назовите                                                                                                                                                                     одним  словом вокальное искусство".

 

                                                                                                                                                     Шаг 4.

                                                                                                                                Чтобы узнать правильный ответ, необходимо кликнуть левой                                                                                                                                                    клавишей мыши (либо клик при помощи клавиатуры и клавиши                                                                                                                                              управления курсором "стрелка вправо")*.                                                                                                                                                                                                                         *Открывается слово "пение".

 

 

Шаг 5.

Чтобы открыть карту квеста, необходимо кликнуть левой клавишей мыши

(либо  клик  при  помощи  клавиатуры  и  клавиши  управления  курсором

"стрелка вправо")*

       *Появляется соо6щение: "Карта полностью открыта. Теперь мы можем попасть

        во дворец!". Карта открывается, воздушный шар делает ход. Участники попадают

        в галерею. Появляется соо6щение: "Портреты композиторов упали. Их нужно

        вернуть на свои места. Куда именно? Вам подскажет музыка!".

 

Шаг 6.

Чтобы зазвучала первая мелодия, кликаем левой клавишей мыши*

       *Звучит музыка И.С. Баха.

 

Шаг 7.

Пе⁠дагог ⁠делает клики левой клавишей мыши по тем портретам, которые указывают участники квеста*

       *При клике на портреты других композиторов раздаётся звуковой сигнал "ошибка". При клике на портрет И.С. Баха портрет занимает свое место на стене.

 

Шаг 8.

Чтобы зазвучала вторая мелодия, делается клик левой клавишей мыши*

       *Звучит музыка Л. Бетховена.

 

Шаг 9.

⁠Пе⁠дагог ⁠делает клики левой клавишей мыши по тем портретам, которые указывают участники квеста*

       *При клике на портреты других композиторов раздаётся звуковой сигнал "ошибка". При клике на портрет Л. Бетховена ⁠портрет занимает свое место на стене.

 

Шаг 10.

Чтобы зазвучала третья мелодия, делаем клик левой клавишей мыши*

       *Звучит музыка В. Моцарта.

 

 

Шаг 11.

⁠Пе⁠дагог ⁠делает клики левой клавишей мыши по тем портретам,

которые указывают участники квеста*

       *При клике на портреты других композиторов раздаётся звуковой сигнал "ошибка".

        При клике на портрет В. Моцарта оставшиеся портреты возвращаются обратно на

        стену, игроки возвращаются на карту квеста и перемещаются в оркестровую. 

        Появляется вопрос: "Как должны играть музыканты в ансамбле?".

 

Шаг 12.

Чтобы открыть варианты ответов, необходимо кликнуть левой

клавишей мыши (либо клик при помощи клавиатуры и клавиши

управления курсором "стрелка вправо")*

       *Появляются семь вариантов ответов. Игроки выбирают подходящие определения.

                                                                                                                                              

                                                                                                                                                 Шаг 13.

                                                                                                                                                 Далее открываются три правильных определения кликом                                                                                                                                                         мыши (либо кликом при помощи клавиатуры и клавиши                                                                                                                                                           управления курсором  "стрелка вправо")*

                                                                                                                                                                         Звучит оркестр.

                                                                                                                                                 

                                                                                                                                                 Шаг 14.

                                                                                                                                                 Для перехода на следующий уровень, необходимо сделать                                                                                                                                                     клик левой клавишей мыши (ли6о клик при помощи                                                                                                                                                                   клавиатуры и клавиши  управления курсором "стрелка                                                                                                                                                             вправо")*

                                                                                                                                                                                *Игроки попадают в хоровой класс Появляется задание: "Составьте                                                                                                                                                                                    слова, заполнив пропущенные буквы".

 

Шаг 15.

Делаются клики левой клавишей мыши: 1 клик - выделяет слово для заполнения недостающих букв* 

       *Игроки предлагают варианты ответов.               

2 клик - открывает слово* 

       *Все слова открыты, звучит хор.

 

Шаг 16.

Для перехода на следующий уровень педагог делает клик левой

клавишей мыши (либо клик при помощи клавиатуры и клавиши

управления курсором "стрелка вправо")*

       *Игроки попадают в бальный зал. Появляется задание: "Подберите

        музыкальный стиль, характерный для сказочных героев".

 

Шаг 17.

Чтобы открыть варианты ответов, необходимо кликнуть левой

клавишей мыши (либо клик при помощи клавиатуры и клавиши

управления курсором "стрелка вправо")*

       *Появляются девять танцевальных стилей. Игроки выбирают подходящие

        определения для каждой группы танцоров.

 

Шаг 18.

Чтобы выбрать первую группу танцоров (принц и принцесса), делается клик левой клавишей мыши*

       *Игроки угадывают стиль, ориентируясь по внешнему виду танцоров.

 

Шаг 19.

Кликается левая клавиша мыши по стилям, указанным участниками квеста*

       *При неправильном ответе раздаётся звуковой сигнал "ошибка". При клике на стиль "вальса" играет музыка и выделяется следующая группа танцоров.

 

Шаг 20.

Чтобы выбрать вторую группу танцоров (в центре экрана), необходимо кликнуть левой клавишей мыши*

       *Игроки угадывают стиль, ориентируясь по внешнему виду танцоров.

 

Шаг 21.

Кликается левая клавиша мыши по стилям, указанным участниками квеста*

       *При неправильном ответе раздаётся звуковой сигнал "ошибка". При клике на стиль "полька" играет музыка и выделяется следующая группа танцоров.

 

Шаг 22.

Чтобы выбрать третью группу танцоров (в восточных костюмах),

необходимо кликнуть левой клавишей мыши*

       *Игроки угадывают стиль, ориентируясь по внешнему виду танцоров.

 

Шаг 23.

Кликается левая клавиша мыши по стилям, указанным

участниками квеста*

       *При неправильном ответе раздаётся звуковой сигнал "ошибка".

        При клике на стиль "арабский" играет музыка, игроки возвращаются

        на карту квеста для заключительного хода.

        Звучит фанфара, появляется надпись: "Квест пройден!".

 

 

Методические комментарии к цифровому ресурсу «Образовательный компьютерный квест «Музыкальное королевство»

 

В цифровом ресурсе «Образовательный компьютерный квест «Музыкальное королевство» используется интерактивная карта, двигаясь по которой дети последовательно проходят сюжетную линию, выполняя различные задания.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

       Образовательный компьютерный квест «Музыкальное королевство» является "линейным", означающий движение по заданному педагогом маршруту с возможностью перехода на следующий уровень только после прохождения предыдущего. Это даёт возможность педагогу решить ряд поставленных образовательных задач, а ребёнку полноценно освоить предлагаемый учебный материал. В связи с этим, роль педагога - это модератор, незримый помощник, показывающий ребенку необходимую педагогическую поддержку через подсказки, наводящие фразы и т.д. Чёткая постановка задач и педагогическая поддержка обеспечивает динамичность игры и поддерживает интерес игроков в течение всего квеста.      

              В своей педагогической практике мы используем самостоятельно созданные квесты с помощью программы Microsoft Power Point. Обращение к современной мультимедийной презентации было не случайно, ведь среди возможностей программы присутствуют все основные составляющие, необходимые для будущего квеста, среди которых:

            - возможность добавления анимации (программа поддерживает множество форматов, таких как Gif, Png и т. д.);

            - возможность создания анимированных изображений (пункт меню "анимация": анимированный вход и выход изображения, текста, фигуры;  выделение объекта, текста или графики; пути перемещения изображения, текста и т. д.);

            - возможность добавление звукового сопровождения;

            - возможность добавления видео файла;

            - возможность использования "гиперссылки" (свободные переходы между слайдами и объектами презентации в любом направлении).

           Кроме того, использование популярного программного обеспечения квеста обеспечивает следующие преимущества его использования:

           - доступность. Программа Microsoft PowerPoint является частью Microsoft Office, имеющаяся почти на каждом персональном компьютере;

           - возможность свободного редактирования. Любой педагог может использовать данный квест и в других образовательных областях;

           - отсутствие необходимости в подключении к сети Интернет.

 

           Анализ и систематизация опыта включения квеста в образование, позволил выработать примерный алгоритм по их созданию:

           1. Разработка сценария квеста, включающего цель и задачи, ожидаемые результаты, сюжет квест-игры (выбор главного персонажа, его цель, деление на этапы), аудиовизуальное моделирование квест-игры (прорисовка, озвучивание).

           2. Разработка интерактивной карты квеста, двигаясь по которой дети последовательно смогут проходить сюжетную линию, выполняя различные задания. Важнейшей особенностью компьютерного квеста является невозможность двигаться дальше, не выполнив текущую задачу. Это позволяет педагогу решить ряд поставленных образовательных задач, а ребёнку полноценно освоить предлагаемый учебный материал.

           3. Аудио оформление, которое во многом имеет ключевое значение. Оно сопровождает каждое действие, каждый шаг персонажей. Чем

ярче и разнообразнее будет музыкальный фон, тем реалистичнее будет смотреться мир квеста. Здесь можно использовать, как продолжительные музыкальные фрагменты (карта квеста, этапы, задания), так и небольшие семплы и эффекты:

          - положительный/отрицательный ответ,

          - открывание/закрывание дверей,

          - смех или ярость злодея и т.д.

          При необходимости можно озвучить любого персонажа квеста:

          - рассказать условия выполнения задания,

          - давать подсказки,

          - подводить итог квест-игры.            

 

        Проходя задания квеста, ребенок учится формулировать проблему, планировать свою деятельность, критически мыслить, решать сложные проблемы, взвешивать альтернативные мнения, самостоятельно принимать продуманные решения, брать на себя ответственность за их реализацию. Всё перечисленное относится к задачам, стоящими перед ребёнком. А педагогическая проблема заключается в повышении интереса детей к предлагаемым дисциплинам и мотивация к дальнейшему обучению, которая успешно решается с помощью применения цифрового ресурса «Образовательный компьютерный квест «Музыкальное королевство».

 

⁠Техническое оснащение для проведения образовательного компьютерного квеста (очно и онлайн)

 

Для обеспечения цифрового ресурса понадобится компьютер или ноутбук с программой Microsoft Power Point, мультимедийный проектор, экран и портативные колонки или интерактивная доска, для вывода изображения и звука.В том случае, если квест проводится онлайн, понадобится компьютер или ноутбук с программой Microsoft Power Point, стабильное подключение к сети интернет, а также любая интернет программа (Zoom, Skype и т.д.), поддерживающая демонстрацию экрана педагога участникам игры. Инновационный продукт «Цифровой ресурс «Образовательный компьютерный квест «Музыкальное королевство» является эффективным инструментом педагогической поддержки мотивации и интереса ребенка к научному познанию, творческому развитию и развитию интереса не только к классической музыке, но и в любой образовательной области.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

«ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ КОМПЬЮТЕРНЫЙ КВЕСТ

«МУЗЫКАЛЬНОЕ КОРОЛЕВСТВО» 

 

© 2018 - 2024     

вокально-инструментальный коллектив
АРИОН-